"Чтобы не носили на руках"

Светлана Яковлева первой среди инвалидов-колясочников получила образование в Красноярском государственном педагогическом университете имени В. П. Астафьева. Здесь обучались ребята с ограниченными возможностями по слуху, зрению, но ранее в этом вузе не было студентов, передвигающихся на коляске.

— Директор Института психолого-педагогического образования Наталья Старосветская сразу сказала мне: "Светлана, поступай, скажи, что нужно, мы сделаем, чтоб тебе было удобно и комфортно учиться", — рассказывает девушка. — В течение года для меня сделали удобный пандус, оборудовали санузел, все занятия проводились на первых этажах. Лекции, которые читались для всех групп в больших аудиториях на верхних этажах, мне разрешили не посещать. Но так как в моей группе крепкие парни, они помогали мне подняться наверх. Машину мне разрешили оставлять на территории университета, потому что с парковочными местами на улицах города была и остаётся проблема: водители ставят машины под знак "Инвалид".

Но, как оказалось, не все корпуса вуза имеют необходимое оборудование для передвижения инвалидов-колясочников. Красный диплом Светлана получала в актовом зале на третьем этаже. С этим важным событием её приехала поздравить депутат Красноярского городского Совета Наталья Каптелинина, которая также передвигается на коляске.

— Сотрудники вуза предложили: "Мы вас поднимем на ступенькоходе или, хотите, занесем на руках?" — опубликовала она на своей странице в соцсети. — И это при существующем лифте, который не работает! Почему же общество, вынужденное содержать инвалидов, не делает всё возможное, чтобы обездвиженные ребята стремились получить образование и сами заработать себе на достойную жизнь? Почему двери наших заведений по существу для них закрыты? Куда ни кинь взгляд, везде ступени, пороги или... неработающие лифты. Сегодня мне было стыдно перед умницей-отличницей Светой, которую затаскивали по лестнице на третий этаж, куда не могла попасть на своей "электричке", чтобы быть рядом в такой важный для неё день. Стыдно за всех нас, взрослых, что мы допускаем подобное.

Через некоторое время состоялась рабочая встреча Натальи Каптелининой с ректором КГПУ имени В. П. Астафьева Валерием Ковалевским.

— Мы обсудили текущую ситуацию не только с доступностью данного вуза, но и в целом образования в России, — поделилась впечатлениями от встречи Наталья Каптелинина. — На организацию доступной среды КГПУ за период 2015—2019 годов было потрачено 4,1 миллиона рублей, причём все закупки осуществлены за счёт средств субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных средств университета. Финансирование вуза происходит в среднем раз в три года, последний раз на ремонт одного из зданий было выделено порядка 15 миллионов рублей.

Упомянутый ранее лифт на улице Ады Лебедевой, 89 не работает как минимум с 1986 года, хотя может осуществлять доставку до пятого этажа. На его ремонт требуется около трёх миллионов рублей, которые вуз должен искать сам или тратить привлечённые внебюджетные средства. Средств из федерального бюджета и бюджета Красноярского края на реализацию госпрограммы "Доступная среда" на 2011—2020 годы не поступало.

— Доступную среду в вузе организуют по потребности, то переделывая санузлы, то приобретая принтеры Брайля, то устанавливая пандусы, — рассказывает депутат городского Совета. — На приобретение трёх подъёмных платформ с электроприводом для инвалидов "БАРС УГП-130-1" (в простонародье "ступенькоход") было потрачено 654 тысячи рублей. При этом в вузе не предполагали, что данное устройство подходит не для всех.

В целом налицо недостаток средств и единой информационной поддержки, чтобы организация доступной среды была комплексной и на сто процентов эффективной. К сожалению, аналогичная ситуация со всеми вузами не только города, но и страны. Буквально вечером состоялся разговор с представителем СФУ, и в их учреждениях тоже не всё гладко.

Наталья Олеговна резюмирует: теперь будем думать, что можно сделать для изменения ситуации. "Нам самим нужно чётко уяснить: мы какое общество хотим получить, — поясняет она. — "Тащить всем миром на себе инвалидов" или всё-таки создать комфортные условия для их обучения новой профессии? Чтобы поломанный жизнью человек мог заново "вставать на ноги", получать актуальные знания, находить работу и обеспечивать себя самому? Пока же "наши двери для получения образования открыты" в большинстве своём лишь на словах. Или ценой сильных рук одногруппников, которые поднимают колясочников по этажам".

"Городские новости", 19.07.2019