2019-05-14

заседание постоянной комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре

Итоги

заседания постоянной комиссии по градостроительству

и дорожно-транспортной инфраструктуре

Красноярского городского Совета депутатов, состоявшегося 14.05.2019

На заседании комиссии присутствовали:

  1. Дюков В.И. – председатель комиссии
  2.  Азаренко И.С.
  3. Бондарев В.Ю.
  4. Бубновский О.А.
  5. Власов Д.В.
  6. Енджиевский З.Л.
  7. Иванов С.В.
  8. Каптелинина Н.О.
  9. Клепиков Г.Я.
  10. Козиков А.В.
  11. Кондратьев Д.В.
  12. Крастелев Р.Е.
  13. Курамшина Е.В.
  14. Ларионова О.В.
  15. Левый А.А.
  16. Мельникова Н.С.
  17. Панченко О.П.
  18. Попова Л.Г.
  19. Рыбаков Р.С.
  20. Сендерский С.Б.
  21. Сорокин И.В.
  22. Степанов Д.С.
  23. Юсубов С.К.

Утвержденная повестка заседания постоянной комиссии

по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре

и итоги голосования:

1. О проекте закона Красноярского края «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае»

РЕШИЛИ:

         Направить в Законодательное Собрание Красноярского края отзыв на проект закона края «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае» согласно приложению к настоящему решению.

Приложение  к решению постоянной комиссии

по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре Красноярского городского Совета депутатов от 14.05.2019 № 7-17

ОТЗЫВ

на проект закона Красноярского края «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае»

По направленному в Красноярский городской Совет депутатов (далее также – городской Совет) проекту закона Красноярского края «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае» (далее – проект закона), внесенному на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края (далее – Законодательное Собрание) Правительством Красноярского края 25.12.2018 (вх.       № 10864-2061ПЗ), отмечаем следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования, в частности, могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (также далее – ГрК РФ) определено, что под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в случае если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, принятие указанного проекта закона края относится
к компетенции Законодательного Собрания края.

В то же время, исходя из анализа статей 4 и 6 проекта закона, представляется возможным сделать вывод о том, что органам местного самоуправления передаются полномочия по определению отдельных элементов порядка определения границ прилегающих территорий.

Так, в статье 4 проекта закона предлагается органам местного самоуправления определять границы прилегающих территорий одним или несколькими способами путем установления расстояния в метрах по периметру:

- от границ земельных участков;

- от стен зданий, строений, сооружений;

- от ограждений (заборов) зданий, строений, сооружений, земельных участков.

Согласно Большому толковому словарю русского языка под редакцией С.А. Кузнецова, под порядком понимаются правила, нормы общественного устройства, образа жизни, поведения и тому подобное, способ, метод осуществления чего-либо.

На основании изложенного полагаем, что указанные способы определения границ прилегающих территорий являются одним из элементов порядка.

Однако представленным проектом закона предлагается органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать в правилах благоустройства способ определения границ прилегающих территорий.

При этом проект закона не содержит положений, устанавливающих в каких случаях границы прилегающей территории определяются от границ земельных участков, а когда от стен зданий, строений, сооружений или от ограждений (заборов) зданий, строений, сооружений, земельных участков.

Кроме того, в проекте закона отсутствуют положения, определяющие возможные минимальные и максимальные размеры указанных границ, порядок определения расстояния указанных границ от зданий, строений, сооружений, земельных участков, что может создать неоднозначную практику применения данного проекта закона на территории Красноярского края.

В связи с изложенным полагаем, что представленный проект закона не содержит конкретного порядка определения границ прилегающих территорий, а в случае принятия рассматриваемого проекта закона реализация его положений представляется затруднительной.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 проекта закона установление границы прилегающей территории конкретного объекта (здания, строения, сооружения, земельного участка) осуществляется путем описания границы в текстовой форме и (или) в виде графического описания на схеме границ прилегающих территорий.

Из анализа положений статьи 6 проекта закона представляется возможным сделать вывод о том, что органами местного самоуправления должна быть утверждена схема границ прилегающих территорий.

Согласно пункту 6 статьи 6 утвержденные схемы границ прилегающих территорий публикуются в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и размещаются на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта) в сети Интернет.

Однако проект закона, пояснительная записка к проекту закона, размещенные на официальном сайте Законодательного Собрания Красноярского края в сети Интернет, не содержат обоснования введения обязанности утверждения схем границ прилегающих территорий самостоятельным правовым актом, а также возможных затрат, которые органы местного самоуправления понесут при изготовлении указанных схем.

Согласно подпункту 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003         № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования являются муниципальным правовым актом.

Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что границы прилегающих территорий определяются в правилах благоустройства территории муниципального образования, которые подлежат опубликованию (обнародованию).

Учитывая изложенное, полагаем, что установление проектом закона требования об утверждении органами местного самоуправления схемы границ прилегающих территорий является необоснованным.

Кроме того, пунктом 1 статьи 7 проекта закона предусмотрены такие основания изменения границ, как строительство зданий, строений, сооружений, реконструкция зданий, строений, сооружений, изменение границ земельного участка.

Учитывая данные основания, считаем, что схемы границ прилегающих территорий будут подвержены достаточно частым изменениям.

3. Статьей 3 проекта закона предлагается установить следующие основные принципы определения границ прилегающих территорий:

а) улучшение качества и комфортности проживания граждан.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Таким образом, основной задачей правил благоустройства территории муниципального образования должно являться улучшение качества и комфортности проживания граждан.

В связи с чем полагаем, что указанное положение должно являться целью данного проекта закона, а не принципом определения границ прилегающих территорий.

б) обеспечение сбалансированности публичных и частных интересов.

Стоит отметить, что согласно части 9 стать 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

В силу положений статьи 45.1 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее – Комитет) в ответе на  вопрос о правомерности установления в муниципальных правилах благоустройства обязанности собственников зданий, строений, сооружений участвовать в благоустройстве территорий, прилегающих к объектам их собственности, и объеме таких обязательств (размещен 16 января 2019 года на сайте Комитета в сети Интернет (www.komitet4.km.duma.gov.ru) высказана позиция о том, что установление требований в сфере благоустройства направлено на реализацию публичных интересов - обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности. Объектом нормирования благоустройства территории является территория муниципального образования, независимо от формы собственности и целевого назначения земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества. Поэтому согласно букве закона речь идет об участии собственников в содержании прилегающих территорий (общего пользования), а не земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Цель установления обязанности такого участия – обеспечение публичных интересов в отношении содержания публичных объектов, а не распределение бремени содержания объектов, находящихся в муниципальной собственности, между иными лицами.

Исходя из этого должно осуществляться и регулирование участия собственников объектов недвижимости в благоустройстве, в том числе содержании, прилегающих территорий в законах субъектов Российской Федерации и правилах благоустройства территорий муниципальных образований.

Учитывая изложенное, считаем, что вышеуказанный принцип должен учитываться не при определении границ прилегающих территорий, а при установлении в правилах благоустройства территории муниципального образования положений об участии, в том числе финансовом, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

в) единства требований к собственникам зданий, строений, сооружений, земельных участков или иным лиц, владеющих зданием, строением, сооружением, земельном участком на ином законном основании.

При этом в пункте 3 статьи 4 проекта закона устанавливается возможность установления расстояния в соответствии с пунктом 1 данной статьи дифференцированно, в зависимости от фактического использования здания, строения, сооружения, земельного участка.

В связи с чем полагаем, что в вышеуказанных положениях проекта закона имеется внутреннее противоречие.

г) участия граждан в выработке решений.

В соответствии со статьей 5.1 ГрК РФ, статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проект правил благоустройства, проект, предусматривающий внесение изменений в утвержденные правила благоустройства, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Таким образом, участие граждан в выработке решений по вопросу определения границ прилегающих территорий установлено федеральным законодательством и является обязательным.

В связи с чем полагаем, что в данном случае участие граждан в выработке решений по вопросу определения границ прилегающих территорий не должно быть указано в качестве принципа определения указанных границ.

4. В соответствии с пунктом 21 Правил юридико-технического оформления законопроектов, постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 26.09.2014 № 7-2567П, изложение основной части законопроекта осуществляется с учетом в том числе единообразия и простоты построения однородных логико-стилистических структур.

В тексте проекта закона используются понятия «определить границы…» и «установить границы…».

Из содержания проекта закона не представляется сделать однозначный вывод, что законодатель понимает под термином «установить границы…».

В связи с чем полагаем, что в представленном проекте закона отсутствует единообразие применяемых терминов, что будет являться коррупциогенным фактором.

Предлагаем учесть изложенное выше при принятии проекта закона.

Голосование: за – 20, против – 0, воздержались – 2, не голосовал - 1.

Время окончания заседания: 13:11