Порядок обжалования

На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты, принятые Красноярским городским Советом депутатов, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее – суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс).

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В соответствии со статьей 208 Кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части (далее – заявление) вправе обратиться:

  1. лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
  2. общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
  3. прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан;
  4. по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативных правовых актов городского Совета граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса.

На основании положений пункта 2 статьи 20, части 1 статьи 22 Кодекса заявление о признании нормативного правового акта Красноярского городского Совета депутатов не действующим полностью или в части подается в Красноярский краевой суд.

Форма заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 Кодекса. Заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом (далее – истец) и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Согласно части 2 статьи 209 Кодекса в заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается заявление;
  2. наименование истца, если истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество истца, если истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
  3. наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
  4. наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
  5. сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к истцу или о том, что истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  6. сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями, общественными объединениями, прокурором, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), органом местного самоуправления, главой муниципального образования, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссия муниципального образования, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  7. наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  8. ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов, приложение которых в соответствии с Кодексом является обязательным;
  9. требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений;
  10. иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

На основании части 3 статьи 209 Кодекса к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:

  1. уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных истцом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
  3. документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
  4. доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если заявление подано представителем;
  5. документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к истцу или о том, что истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  6. копия оспариваемого нормативного правового акта.