13.09.2017 15:57

Пресс-конференция депутатов Красноярского городского Совета депутатов

Дата: 12 сентября 2017 г.

Приглашены: депутаты от всех политических сил, присутствующих в пятом созыве Красноярского городского Совета депутатов.

Присутствовали:

- Председатель городского Совета Татьяна Ивановна Казанова;

- Виталий Александрович Дроздов, фракция «Единая Россия»;

- Юрий Васильевич Туров, фракция «Справедливая Россия»;

- Аркадий Сергеевич Волков, депутатская группа «За Красноярск»;

- Валерий Александрович Ревкуц и Константин Владимирович Сенченко – депутаты, не входящие ни в одно из депутатских объединений.

Примечание: вопросы журналистов и ответы депутатов изложены близко к дословной передаче, но не дословно.

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, каким образом будет происходить отбор членов конкурсной комиссии?».

В. Дроздов:

Этот вопрос мы будем решать на внеочередной сессии, которая у нас состоится, я полагаю, до конца этого месяца или в начале следующего. На ней мы определим пятерых человек – членов конкурсной комиссии. Но, я думаю, учитывая, что здесь присутствуют представители всех депутатских объединений, которые есть в городском Совете, то могу заметить: мы предварительно обсуждали этот вопрос исходя из того, что в городском Совете есть пять депутатских объединений (четыре партийные фракции и одна внепартийная депутатская группа), и предварительно договорились, что согласно этому принципу и направим в конкурсную комиссию по одному человеку от депутатского объединения. Естественно, это решение должна будет принять сессия горсовета, которая состоится, как я уже сказал, в конце сентября или в начале октября, но надеюсь, что эти договоренности, достигнутые предварительно, сохранятся.

Вопрос:

В какие сроки должна завершиться вся процедура избрания? Когда мы увидим нового Главу города?

Т. Казанова:

Есть два варианта развития событий. Вариант первый – это очень короткие сроки, и вариант второй – между каждыми этапами есть люфт в несколько дней. Поэтому, называя сроки сейчас, мы не можем утверждать, что будет именно так, потому что возможны изменения в три-пять дней, может быть больше. Внеочередную сессию планируем провести 19 сентября, на которой, если в среду комиссия по городскому самоуправлению внесет проект постановления о назначении конкурса, будет принято постановление о назначении даты выборов, которое будет означать формальное начало процедуры. После того, как это постановление будет опубликовано в «Городских новостях», дальше мы, во второй части процедуры – избранию Главы города, сформируем конкурсную комиссию. Ориентировочно, это будет начало октября. Как итог, само избрание, тоже ориентировочно, пройдет 24 октября. Я подчеркиваю, что у нас есть варианты, которые проработаны юристами.

В. Дроздов:

Позвольте, я дополню? Это самый короткий из возможных вариантов. Первая внеочередная сессия должна пройти в следующий вторник, на которой будет дан формальный старт кампании. Проводим сессию, даем старт и это означает, что кандидаты имеют право подавать свои документы в городской Совет, а городской Совет и Губернатор должны в течение 15 дней с момента публикации постановления свои пятерых представителей направить в конкурсную комиссию. Соответственно, для этого мы проводим еще одну внеочередную сессию, на которой определяем пятерых представителей конкурсной комиссии от городского Совета. После того, как мы это сделаем, конкурсная комиссия должна непосредственно провести конкурс – собеседование со всеми претендентами, и выбрать наиболее достойных, направив их имена в городской Совет. Городской Совет, получив этот документ, проведет уже третью сессию, на которой пройдет непосредственное избрание Главы города большинством голосов от списочного состава Совета при тайном голосовании. Такой порядок. Если пойдем по самым сжатым срокам, то до конца октября проведем избрание.

Вопрос:

По каким критериям будет избираться Глава города, и будет ли учитываться мнение горожан? Может быть, какие-то проводиться опросы или другие формы?

Т. Казанова:

Критерии определены, они отражены в Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Красноярска – он есть на сайте городского Совета. То, что касается работы с населением, она каждым депутатом будет проводиться по округам. В некотором смысле это можно назвать публичными слушаниями: встречи с избирателями, встречи в коллективах – такую работу каждый депутат ведет и будет вести, а также, думаю, что и те претенденты, что пожелают подать документы, проведут подобную работу. Мы в любом случае определились – будем работать по своим округам.

В. Ревкуц:

Разрешите, я продолжу тему договоренности между депутатами по поводу выдвижения членов конкурсной комиссии? Мы сказали о договоренности, что кандидаты в эту комиссию выдвигаются депутатскими фракциями и объединениями, однако в Порядке по проведению конкурса есть фраза, что «членов конкурсной комиссии могут делегировать и депутаты городского Совета». Обратите внимание: членов конкурсной комиссии депутаты могут рекомендовать из числа любых граждан города.

К. Сенченко:

На самом деле, учет мнения населения – самое слабое место кампании, на мой взгляд, потому что мы имеем два фильтра. Первый – конкурсная комиссия, и не очень понятно, как ее члены будут учитывать мнение горожан. Тем более, что пять человек в комиссию будут направлены Губернатором, и мы не знаем, кто будут эти люди. Возможно, это будут какие-то люди, не имеющие прямой связи с красноярцами. Насколько и как они в этой ситуации смогут учитывать мнение горожан, пока непонятно. Есть надежда, конечно, что диалог будет выстроен, но пока опасения остаются. Что касается голосования в городском Совете, то надо учесть такой факт: когда четыре года назад состоялись выборы в городской Совет, форма избрания Главы города была иной, а значит, жители города не давали нам такой мандат доверия – выбирать за них главное должностное лицо. В общем, есть слабое звено, и лично мне хотелось бы, чтобы мы нашли какой-то вариант прямого взаимодействия с населением. Возможно, например, Общественная палата будет какое-то участие принимать… Потому что если диалога не будет, то у всех жителей города возникнет ощущение, что их мнение никто не учитывал и доверие к власти будет недостаточным. Это очень важный момент, и нам нужно над ним работать.

Вопрос:

Как, в таком случае, будет обеспечена прозрачность всей процедуры? Ведь уже сейчас многие горожане уверены, что исход выборов будет зависеть от того, насколько много союзников в горсовете у того или иного кандидата.

Т. Казанова:

Я считаю, что прозрачность будет обеспечена в том случае, если будет исполнен закон. Есть Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Красноярска – нужно придерживаться тех условий, которые в нем изложены и действовать в рамках этого Порядка. Каким образом можно еще обеспечить прозрачность процедуры? Только исполняя закон.

В. Ревкуц:

С вашего позволения, я тоже попробую ответить на этот вопрос: представитель Красноярского края на всероссийском форуме уже озвучил некоторые приемы, которыми можно союзников из числа депутатов организовать для того, чтобы поддержан был определенный кандидат. Я тоже считаю, что такие инструменты существуют, поэтому наша задача – совместными усилиями такие инструменты вскрывать и предавать огласке для того, чтобы препятствовать подобным действиям. Потому что любому здравомыслящему человеку понятно, что мотивировать прямого подчиненного отдать голос за кандидата, каким-то образом связанного с органами власти, значительно проще, чем независимого человека.

К. Сенченко:

В продолжение темы прозрачности. Если, как я сказал, не очень понятно, каким образом там будет вестись диалог конкурсной комиссии с населением, то городской Совет у нас довольно открытый орган. Надо только понимать, что, учитывая сегодняшний политический расклад, невозможно быть избранным, не имея поддержки крупной партии. Просто исходя из количества голосов. Надо 19 мандатов, а всего депутатов – 30. Учитывая, что одна партия свой выбор уже сделала и озвучила, у нас, несомненно, есть фаворит с хорошими шансами на победу.

А. Волков:

Позвольте высказаться и мне. Во-первых, хочу отметить, что никаких договоренностей между депутатами быть не должно. Во-вторых, также, как и Константину Владимировичу, система учета мнения горожан мне видится самым слабым звеном. Приводя в соответствие Устав города в соответствие с Законом края и соглашаясь на такую процедуру избрания Главы, горсовет не нашел в себе силы консолидироваться и сохранить для города прямые выборы. Отдельные политические силы выступали с такими инициативами, но мы не смогли объединить вокруг этой идеи достаточное количество депутатов, и внести такое предложение в Законодательное Собрание края, чтобы его депутаты рассмотрели такую возможность. Кроме того, наша депутатская группа – «За Красноярск» – выступала с инициативой о довыборах в городской Совет по шести одномандатным округам, откуда шесть наших коллег либо ушли в ЗС, либо перестали вообще быть депутатами. Грубо говоря, порядка 250 тысяч красноярцев будут выключены из процесса по избранию Главы. Вот это те реальные шаги, которые, на мой взгляд, Горсовет не сделал для обеспечения прозрачности процедуры, хотя возможность была. Теперь я хочу дополнить ту мысль, которую высказал Валерий Александрович Ревкуц. Обратите внимание, у нас кандидаты на должность Главы города изначально в неравных условиях. У нас как минимум шесть депутатов имеют личную заинтересованность в отношении одного лица. Этот вопрос был поднят одной молодой девушкой на федеральном уровне. На это нужно обратить внимание, потому что если еще пару человек возьмут на зарплату, то о прозрачности вообще можно будет и не мечтать. Ну а что касается учета мнений горожан, то и все депутаты, и все политические группы безусловно будут активно работать по своим округам (и уже работают), чтобы узнать это мнение. Лично за себя я хочу сказать, что на каждой своей встрече с избирателями я обязательно задаю вопрос «Как бы вы хотели, чтобы я проголосовал». И лично я буду голосовать именно так, как скажут мне избиратели – 9 избирательного округа.

Т. Казанова:

Я дополню. Хотела бы напомнить всем журналистам, что все эти вопросы поднимались в СМИ. Во-первых, о депутатах на зарплате: нужно действовать строго по закону. Прокуратура города и края проверяет все эти факты и укажет, есть ли здесь коррупциогенная составляющая или ее нет вовсе. Поэтому я предлагаю подождать, что скажут те органы, которые должны этим заниматься. Теперь что касается отсутствия депутатов на некоторых округах. И я, и мои коллеги по фракции, и другие депутаты, которые не относятся к каким-то политическим объединениям, откликнулись на призыв дополнительно работать в этих округах и сейчас эту работу проводят. Могу сказать за себя, за Виталия Александровича Дроздова, Валерия Геннадьевича Быкова, Евгению Борисовну Бухарову, Александра Сергеевича Негруцкого, Наталию Вячеславовну Фирюлину – мы работаем по графику, ведем приемы в округах, где сейчас нет депутата. Мало того, мы работаем с горожанами и на других встречах, поэтому сказать о том, что эти жители остались «в сиротстве» не совсем правильно, хотя эта цифра – 250 тысяч человек – конечно, производит большое впечатление. По поводу договоренности: хоть и было сказано, что договоренностей быть не должно, хочу заявить, что при работе над Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Красноярска была не просто открытость – мы собирались, несколько раз анализировали проект, учитывали мнение каждого депутата, каждой политической силы, провели несколько заседаний постоянной комиссии по городскому самоуправлению и достигли определенных договоренностей. Сегодня звучит, что договоренности соблюдаться не будут. Значит, будем собираться в пятницу еще раз, еще раз обговаривать и выяснять, по какому пути мы пойдем.

Вопрос:

Каким образом будут приниматься решения в конкурсной комиссии? Сколько нужно голосов из десяти ее членов, чтобы претендент на участие в конкурсе стал зарегистрированным кандидатом на должность Главы города?

В. Дроздов:

В Порядке указано, что решение конкурсной комиссии принимаются большинством голосов в две трети. Однако я хотел бы обратить внимание, что квалифицированное большинство в две трети требуется только для избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии – т.е. для тех решений, которые комиссия принимает обычным голосованием. При проведении уже непосредственно конкурса и оценки кандидатов будет проходить не голосование, а каждый член комиссии по каждому критерию будет выставлять кандидату баллы, от 1 до 10. Затем баллы, выставленные всеми членами комиссии, будут суммироваться, и кандидаты, набравшие максимальное количество баллов, автоматически «выйдут» в городской Совет. Т.е. дополнительного какого-то голосования от членов комиссии не требуется – чистая математика. В городском же Совете для избрания кандидату необходимо 19 голосов: несмотря на то, что у нас сейчас в горсовете 30 депутатов, все равно отсчет идет от 36-ти, т.е. от установленного количества. Повторюсь: необходимо получить 19 голосов при тайном голосовании, чтобы быть избранным Главой города.

Вопрос:

По каким критериям городской Совет отберет людей в конкурсную комиссию, и будет ли их работа открытой? Сможем ли мы увидеть оценки, которые они выставят кандидатам?

В. Дроздов:

Это, собственно, как раз тот вопрос, насчет которого должны договориться депутаты: кого направить в эту комиссию, которая будет выставлять итоговые баллы. Решение Губернатора боюсь предвосхищать – это его полномочия, но нам предстоит направить туда пять человек, и я полагаю, что мы сможем выбрать квалифицированных людей, которые смогут объективно оценить кандидатов. Бюллетени, в которых члены комиссии будут выставлять баллы, конечно же сохранятся – это документы строгой отчетности, и их никто не подрисует и не подделает. Что касается открытости конкурсной процедуры в принципе, то работа комиссии не предполагает публичности. Это рабочий процесс, или, иными словами, своеобразный профессиональный фильтр. Публичность – она будет здесь, в городском Совете, а у комиссии будет рабочая атмосфера.

Т. Казанова:

Добавлю, что конкурсная комиссия будет собираться дважды. В первый раз посмотрит наличие документов и их соответствие требованиям (чисто техническая работа), а во второй – собственно, для конкурса: будет заслушивать кандидатов, задавать вопросы, смотреть те материалы, которые кандидат представил в комиссию. И в том, и в другом случае открытых дверей не предусмотрено: комиссия будет работать самостоятельно, чтобы на нее никто не мог повлиять, в том числе – и депутаты.

Вопрос:

Если я правильно понимаю, каждый кандидат будет представлять свою программу. Вот эту программу можно будет как-то транслировать так, чтобы мы это могли показать?

А. Волков:

Разрешите, я отвечу на этот вопрос? Как я понимаю, вы имеете в виду пожелание, чтобы в тот момент, когда кандидаты будут защищать свою программу, была трансляция и все красноярцы смогли его оценить? Я думаю, все будет зависеть от того, кто попадет в конкурсную комиссию. Если это будут депутаты, которые часто находятся в соцсетях, они, безусловно, будут записывать происходящее. Это вопрос совместных договоренностей. Мне хочется, чтобы эта процедура была максимально прозрачной, чтобы дать возможность оценить кандидата не только членам комиссии, но и всем красноярцам. Лично я буду настаивать на том, чтобы была прямая трансляция.

В. Ревкуц:

Обращаюсь к журналистам. У вас у всех есть Порядок, который принят городским Советом и есть на сайте? Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Красноярска. Нет? Я тогда задам вопрос Виталию Александровичу Дроздову: на тот случай, если членом конкурсной комиссии депутатское объединение выдвинет депутата, должен ли депутат предоставлять справку об отсутствии судимости? То есть тот документ, который лишний раз подтверждает то, что у депутата и так должно быть: отсутствие судимости. Ведь для изготовления такой справки органы внутренних дел требуют по своему административному регламенту минимум месяц.

В. Дроздов:

Требования одинаковы ко всем.

В. Ревкуц:

Таким образом, на мой взгляд, заложена мина, потому что я уверен, что сегодня никто из депутатов не подал заявление в органы внутренних дел, чтобы ему выдали такую справку. А ведь депутат априори не должен иметь судимости, ибо если он ее имеет, то должен быть освобожден от полномочий в соответствие с действующим законодательством. Я это говорю для того, чтобы, поддерживая Татьяну Ивановну, подчеркнуть: надо обеспечить прозрачность, а здесь эта прозрачность несколько мутнеет. Гражданин и депутат – понятия разные: в отношение депутата не прописано, какие документы он должен предоставлять.

В. Дроздов:

Такое ощущение, что мы этот Порядок не сами обсуждали и принимали…

В. Ревкуц:

Но этот документ претерпел некоторые изменения в отличие от тех положений, которые мы обсуждали. Я это говорю для того, чтобы мы сразу в открытую разговаривали с нашими избирателями через СМИ, которые здесь представлены.

А. Волков:

Уважаемые коллеги! Если позволите, я скажу в продолжение темы: действительно, ни один из депутатов городского Совета, думаю, не обратился сегодня в органы внутренних дел за справкой об отсутствии судимости. Соответственно, на тот момент, когда все соберутся и будут решать, кого каждая политическая сила делегирует в состав этой конкурсной комиссии, встанет вопрос о наличии такой справки у направляемых в комиссию людей. В итоге, вынужденно будет работать та самая норма, когда депутаты все-таки вправе рекомендовать любого красноярца в состав конкурсной комиссии. Может случиться такой факт, что в составе конкурсной комиссии, сформированной от имени депутатов, будут присутствовать не сами депутаты, у которых не будет этой справки, а те люди, которые к процессу подготовились и справку взяли. А если депутаты затянут этот процесс, то у нас Устав позволяет нынешнему Главе исполнять полномочия до момента присяги нового Главы – можно сказать, бессрочно. Поэтому может получиться так, уважаемые депутаты: если вы не подготовились и не взяли справку, вы сами затянули процесс, который можно отложить еще на месяц. Так что я бы сказал, что сроки, которые озвучили председатель горсовета и председатель комиссии по горсамоуправлению, наверное, очень оптимистичные. Я думаю, что это может затянуться до нового года.

Вопрос:

Кто-нибудь из желающих принять участие в конкурсе, уже подал документы?

В. Дроздов:

Нет, это будет после нашей первой сессии, когда будет дан формальный, юридический старт кампании. Мы планируем на следующей неделе ее проводить, планируем, что на следующий же день после нее будет опубликовано постановление о назначении даты конкурса, принятое на сессии, и можно будет уже со следующего дня подавать документы в городской Совет.

Т. Казанова:

В зависимости от того, в какой день выйдут «Городские новости» с опубликованным постановлением.

Вопрос:

Есть ли какие-то четкие критерии для оценки программ кандидатов, или это будет зависеть от члена комиссии?

Т. Казанова:

Конечно, есть четкие критерии, по которым будут выставляться оценки: предложения кандидата по оптимизации структуры органов администрации города, эффективность и возможность реализации предлагаемых кандидатом направлений деятельности, законность и осуществимость заявленных кандидатом предложений, целесообразность финансирования реализации предлагаемых кандидатом направлений социального и экономического развития города, эффективность предлагаемых кандидатом механизмов по выходу из кризисных ситуаций, наличие у кандидата системного подхода и так далее. То есть целый и очень серьезный перечень критериев, которые предъявляются к программе социально-экономического развития кандидата.

Вопрос:

Нынешний Глава города считается исполняющим обязанности?

Т. Казанова:

Он является действующим Главой.

В. Дроздов:

На данный момент Эдхам Шукриевич является Главой без всякой приставки «и.о», и будет Главой до тех пор, пока не будет избран новый.

Вопрос:

Валерий Александрович, вопрос к вам. Накануне стало известно, что Ваша кандидатура, возможно, будет рассматриваться на мэра. Правда или нет? Это Ваше желание?

В. Ревкуц:

Эта информация для меня не нова. Могу сказать, что если бы сегодня выборы были прямыми, то я, наиболее вероятно, учитывая многие обстоятельства, в том числе – мнение людей, выдвинул бы свою кандидатуру. Однако обстановка иная. Как Вы помните, я два года исполнял обязанности председателя городского Совета и был отстранен от должности именно депутатами. Я не исключаю, что кому-то я не нравился, а сегодня сохранен тот же механизм по избранию Главы – депутаты большинством голосов должны принять эти решения. И если я приму решение о выдвижении своей кандидатуры, я должен быть уверен, что 19 депутатов меня поддержат. Я знаю часть депутатов, которые подходили ко мне с этим вопросом еще до обнародования информации, которую Вы озвучили и обещали свою поддержку. Однако стоит учесть, что есть право консолидированного голосования одной из фракций, которое и предопределит расклад голосов. Если бы не оно, я бы, может быть, и набрал 19 голосов, а так – большие сомнения. Если же я не набираю этих 19 голосов, то я не буду участвовать в соревновании.

Вопрос:

То есть решения Вы еще не приняли?

В. Ревкуц:

Нет, еще не принял, хотя информацию, которую Вы озвучили, я тоже получил.

Вопрос:

Будут ли опубликованы результаты голосования членов конкурсной комиссии, будем ли мы знать, кто за какого кандидата проголосовал?

Т. Казанова:

Там же определяется не количеством, а баллами, как ранее сказал Виталий Александрович, поэтому вопрос поставлен некорректно.

В. Ревкуц:

Разрешите, я выскажу свое мнение? Дело в том, что это тоже один из приемов для того, чтобы обеспечить правильный исход конкурса. Представляете, если пять членов комиссии одному из кандидатов, которого хотят провести в Главы, поставят по всем позициям самый высокий балл? Все, вопрос будет решен. Еще одного человека из числа той части, которая формируется депутатами, привлечь на свою сторону, и все будет определено. Т.е. механизм достаточно четко проработан даже не с точки зрения математики, а простой арифметики.

Вопрос:

Что будет, если оба кандидата возьмут самоотвод? Есть ли какие-либо решения этой проблемы, если она возникнет?

Т. Казанова:

В Порядке прописано, что если такое происходит, то опять объявляется конкурс, и процедура запускается заново.

Вопрос:

Получается, высокие временные затраты? Может быть, есть какая-то возможность принять альтернативную форму выборов?

Т. Казанова:

Например?

Вопрос:

Например, на местном уровне проголосовать за возвращение прямых выборов.

Т. Казанова:

Здесь Аркадий Сергеевич очень эмоционально говорил об этом вопросе, но дело в том, что городской Совет пошел вслед за Законодательным Собранием. Т.е. Законодательное Собрание утвердило эту инициативу, а мы были вынуждены привести свой Устав в соответствие с Законом, который вступил в силу. Сейчас уже процедура запущена.

В. Ревкуц:

Тем не менее, на мой взгляд, у городского Совета остается право вернуться к этому вопросу и выступить с законодательной инициативой и выступить перед Законодательным Собранием края с предложением рассмотреть вопрос и внести изменения в Закон в отношении города Красноярска и оставить в Красноярске прямые выборы.

Т. Казанова:

Если такое случится, то, конечно, будем рассматривать.

К. Сенченко:

Разрешите добавить? Мне кажется, сегодня говорить об этом бессмысленно. Это повестка будущего городского Совета. Выборы в горсовет у нас состоятся через год, и уверен, что во время избирательной кампании вопрос о возвращении прямого волеизъявления красноярцев будет подниматься. Вот уже новый городской Совет, вполне может данный вопрос поставить и попробовать вернуть прямые выборы.

А. Волков:

Коллеги, позвольте подключиться и ответить на вопрос корреспондента. Я думаю, что к проблеме прямых выборов вернуться можно и в нынешнем составе. Кроме того, в 131 Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» есть норма, по которой представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы города представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. Т.е. в федеральном законе прописано не менее двух человек, а у нас в Порядке – два человека. С учетом того, что Вы задаете вопрос о прямых выборах, а значит, он не потерял своей актуальности, мы можем вернуться к тому, чтобы в Порядке у нас было не два человека, а, скажем, пять. Я посмотрел на те выборы, которые проходили в 2012 году – там было вообще десять претендентов, а на финишную прямую вышли пять человек. Это продолжение темы, насколько мы готовы услышать красноярцев. Ведь второй кандидат может быть техническим. Поэтому можно вернуться и к тому, чтобы внести в наш Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Красноярска изменения: чтобы у нас пять человек выходило на голосование в городской Совет, и была хотя бы видимость альтернативы. Чтобы в конечном итоге все решал городской Совет, а не конкурсная комиссия, которая может отсеет каких-то серьезных кандидатов из-за политических предпочтений и оставить одного условно сильного кандидата плюс технического, за которого 19 депутатов горсовета консолидировано не проголосуют. Таким образом, теряется интрига.

В. Ревкуц:

Если позволите, мне бы хотелось напомнить Конституцию: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого (подчеркиваю – прямого) волеизъявления (и далее, на последнем месте), через выборные и другие органы местного самоуправления». Мы сейчас находимся в рамках Конституции, и она не нарушена, но если рассматривать приоритеты выборов, то на самом последнем месте – через выборный орган.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, что будет, если 19 депутатов не проголосуют за единого кандидата? Т.е. не придут к единому мнению.

В. Дроздов:

Будет повторно объявлен конкурс и процедура начнется заново.

В. Ревкуц:

Позвольте, я добавлю? Хотя в Порядок нельзя добавить запретительные нормы, но можно было бы внести рекомендацию, что те кандидаты на должность Главы города, которые не наберут необходимого количества голосов, не выдвигали бы повторно свои кандидатуры. Если какой-то кандидат один раз не прошел, второй, положим, то в третий раз говорит: я понимаю, что меня либо депутаты не видят Главой города, либо народ давит на депутатов и меня не избирают, поэтому я участвовать в конкурсных процедурах больше не буду. Вот это ограничение в рекомендательном порядке могло бы быть сформулировано, но пока его нет.

Вопрос:

Татьяна Ивановна, Виталий Александрович, другие депутаты уже неоднократно высказывали свое отношение к сегодняшней форме выборов Главы, хотелось бы услышать ваше мнение.

Т. Казанова:

Я уже говорила по этому поводу и остаюсь на тех же позициях: у меня двойственное отношение к прямым выборам, потому что, участвуя в выборных кампаниях, я видела, насколько падает интерес населения к выборам, насколько малый процент приходит, какие усилия депутату-одномандатнику приходится прикладывать, чтобы работать на округе: убеждать, доказывать, агитировать… И все равно по итогу на выборы приходит очень мало народа. С другой стороны, я понимаю, что при большой политической активности население должно принимать участие. В истории нашей были очень разные варианты, не только прямые выборы, мы же берем самый близкий к нам период и пытаемся говорить, что так и должно быть. Не обязательно: демократия может осуществляться и представительским путем. Посмотрите, сколько дискуссий, сомнений у нас в горсовете даже сейчас.  Так происходит благодаря совершенно необычному составу нашего городского Совета, в котором представлено столько политических взглядов, мнений, философии. Так что конкуренция мнений есть и при такой системе. Поэтому можно относиться по-разному, но давайте посмотрим, что покажет эта процедура. У меня позиция осталась.

В. Дроздов:

Я отношусь к этому так: ничто не вечно под луной. Когда обсуждалось изменение системы выборов Главы города, я пытался отстоять прямые выборы и спорил с коллегами. Тем не менее, сейчас принят вот такой краевой закон, и мы живем в его рамках. Хочу напомнить нашу же недавнюю историю: в нашей стране существовали прямые выборы губернаторов, но затем их заменили на избрание через Законодательное Собрание. Эта система просуществовала около десяти лет, затем мы опять вернулись к прямым выборам губернаторов. Таким образом, наша страна находится в постоянных поисках, в экспериментах. Не хочу загадывать, но не исключаю, что и система избрания глав городов через представительные органы после того, как пройдет какое-то время, и мы оценим ее эффективность, опять будет заменена на прямые выборы. Так что давайте прежде всего посмотрим, как это будет работать. Пока видим, что в Омске подобная система уже спотыкается: не смогли с первого раза избрать Главу и в ноябре у них будет вторая попытка. С другой стороны, напомню, что где-то прямые выборы проходят, но не всегда избранные главы оправдывают возложенные на них надежды. Поэтому сейчас я готов работать в том правовом поле, которое есть, и сделать это максимально эффективно.

В. Ревкуц:

Мы все сетуем на то, что избирательная активность населения падает, но законодательно лишая граждан права на прямое волеизъявление по вопросу выбора Главы города, мы отучаем их отвечать за свою судьбу. Если люди не участвуют в выборах, то ответственность Главы города размывается именно перед населением. Можно быть встроенным в вертикаль власти, глубоко уважительно относиться к Государственной Думе, Совету Федерации, Законодательному Собранию, но они не являются нашими начальниками – они своими инструментами влияют на работу органов местного самоуправления. Либо напрямую, либо понуждая к принятию нужного документа через политические фракции в представительных органах. Через инструмент консолидированного голосования, через партийную дисциплину.

К. Сенченко:

Разрешите, я тоже продолжу эту тему? Татьяна Ивановна абсолютно права в том смысле, что у нас в горсовете есть разная философия. Либо мы руководствуемся тем, что есть начальники, а есть подчиненные, либо говорим, что мы все равны, поэтому давайте ошибаться вместе, но и вместе расти. Особенно давайте дадим возможность расти и самостоятельно набивать шишки молодежи, потому что только через личные ошибки и даже неправильные решения люди могут расти. Сегодня мы из этого механизма красноярцев, особенно молодежь, исключили – последний раз молодежь голосовала на выборах Главы пять лет назад. Сейчас они в этом не участвуют, и те люди, которым тогда чуть-чуть не хватало до 18-ти лет, сегодня, получив это право формально, не могут его реализовать. Таким образом, мы исключили из процесса целое поколение: правильно это или неправильно? Может быть, это глубочайшая ошибка, потому что нужно молодежь приучать брать на себя ответственность, а выборы Главы – это прямое взятие на себя ответственности. Не вариант, когда какой-то взрослый дяденька за тебя решает. Пусть придет три, пять человек, но это будут самые активные, те, которые хотят чего-то добиваться, хотят, чтобы город развивался.

А. Волков:

Коллеги, продолжая тему ответственности за то, что выборов у города нет, только на Законодательное Собрание, неправильно. На тот момент председатель Законодательного Собрания Александр Викторович Усс прямо сказал: «Принимая этот сценарий для всего края, мы понимаем, что город Красноярск несет определенные столичные функции, что в нем своя ментальная матрица, и если публичный орган – горсовет – Красноярска выйдет с инициативой, мы ее поддержим». Но мы сами собственноручно не смогли объединить наши усилия, чтобы выйти с законодательной инициативой и отстоять эти выборы. С другой стороны, любой депутат ЗС может выйти с такой инициативой, но никто этого не сделал ни в том созыве, ни в этом. Может быть, конечно, кто-то из них и озвучивал эту идею, но этот вопрос не прошел – там ждут нашего решения. Госдума приняла множество сценариев по этому поводу, а ЗС выбрало единый. Поэтому в рамках логики, которую озвучил Константин Владимирович, мы и молодежь отучаем от ответственности, и сами на себя ее взять не можем. На каждой встрече с красноярцами я прошу у них прощения за то, что мы не смогли убедить всех наших коллег объединить усилия.

Вопрос:

Есть ли у городского Совета возможность отозвать избранного им Главу, если он не устроит депутатов по какому-то критерию?

Т. Казанова:

Есть, и он прописан в Уставе города Красноярска.

В. Дроздов:

При этом он не зависит от того, каким образом Глава избирался. У нас в Уставе эти положения есть независимо от порядка избрания Главы.

Фоторепортаж